С Новым годом всех! Берегите природу и пернатых наших) Дорогие друзья!
В наступающем 2022 г. Союз охраны птиц России птицей года избрал домового воробья. Это неунывающая, бойкая, домовитая птичка. Хоть воробьи и считаются забияками, всё равно остаются дружными и компанейскими, устраивая гнёзда по соседству друг с другом и выбирая для совместных посиделок наиболее удобные для них «воробьиные кусты». Домовый воробей распространился по Миру вслед за человеком и остаётся нашим верным и близким соседом. Но даже у таких синантропных видов бывает не всё гладко, и в современном мире у воробьёв оказалось много проблем. Чтобы обратить внимание на наших наиболее близких пернатых соседей, попытаться оценить нынешнее состояние их популяций, показать людям, что чудеса природы скрываются не только «за горами, за морями», но и прямо в вашем дворе, мы и выбрали символом наступающего года этот вид.
Всех неравнодушных к нашей природе поздравляю с Новым годом, желаю новых встреч с живым миром, больших и малых дел для его сохранения!
Счастья и успехов в новом году!
Президент Союза охраны птиц России
Владимир Мельников
И небольшой очерк о проблемах домового воробья от наших друзей из МГУ:
Домовый воробей
Иваницкий В.В., Марова И.М.
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Условия обитания и состояние популяций животных, связавших свою судьбу с антропогенными ландшафтами, могут изменятся очень быстро и неожиданно. Яркий пример тому дает всем известный домовый воробей, численность которого быстро падает практически повсеместно.
Казалось бы, что может произойти с видов, который распространен практически по всему Свету, живет и рядом с человеком, и поодаль от него, может мигрировать, но способен вести и полностью оседлый образ жизни? И, тем не менее, домовый воробей реально переживает плохие времена. Глубочайшая депрессия численности охватила практически весь его ареал от Северной Америки до Индии. Депрессия затронула практически все группы популяций: аборигенные и интродуцированные, оседлые и мигрирующие.
В 2000 г. редакция британской онлайн газеты «The Independent» пообещала 5000 фунтов стерлингов тому, кто разгадает загадку повсеместного исчезновения домового воробья. В 2008 г. премия была присуждена доктору Кейт Винсент из Университета Де Монфора (Англия) и нескольким её коллегам, которые объяснили снижение численности домового воробья падением численности насекомых.
Но недавно стала известна еще одна возможная причина резкого уменьшения численности домовых воробьев. В клетках крови многих видов птиц живут паразиты – плазмодии малярии. Это не та малярия, которой болеют люди, но она также передается от одной птицы к другой комарами и весьма губительна для пораженных ею птиц. Исследования, проведённые в Лондоне, показали, что здесь 74% домовых воробьев заражены птичьей малярией, и выживаемость как взрослых, так и молодых птиц отрицательно коррелирует с интенсивностью поражения паразитом.
Называют еще одну причину – деятельность хищников. И если говорить, к примеру, о той же Великобритании, то в это охотно верится. Во-первых, Англия – страна кошек. По данным Британской лиги защиты кошек в 2004 году здесь проживало примерно 7,5 миллионов домашних кошек, а с учетом бесхозных животных кошачье население на Британских островах насчитывает около 9 миллионов. Во-вторых, после длительной депрессии, вызванной массовым применением хлорорганических пестицидов, с начала 70-х годов прошлого столетия численность ястреба-перепелятника – главного природного врага домового воробья, в Англии начала быстро восстанавливаться и около 20 лет тому назад пошел процесс формирования его городских популяций.
Заслуживает внимания и мнение о том, что падение численности домовых воробьев объясняется недостатком мест для устройства гнезд. Чтобы высидеть кладку и выкормить птенцов пара воробьев нуждается в надежном закрытом убежище. В домах старой застройки таких убежищ всегда было вдоволь. Воробьи устраивали гнезда под застрехами крыш, за наличниками окон, в щелях между бетонными панелями и тому подобных местах. Современные городские здания лишены таких удобств, поэтому поиски подходящих для гнездования укрытий становятся действительно очень непростым делом.
Таким образом, ученые предложили целый ряд гипотез снижения численности домового воробья. Хотя каждая из них вполне имеет право на существование и даже подтверждается сведениями, полученными в отдельных популяциях, ни одна из них, однако, не может рассматриваться в качестве универсальной, объясняющей крах популяции домового воробья в масштабах всего огромного ареала. Работы для орнитологов здесь очень много.
А как обстоит дело с домовым воробьем в России? Имеющиеся данные также свидетельствуют о падении численности. Например, в Москве по сравнению с семидесятыми годами прошлого века численность воробьев в районах московских пятиэтажек к началу нынешнего столетия снизилась в четыре раза! Похоже, что московские воробьи разделили судьбу лондонских, варшавских и многих других популяций, численность которых за минувшие полвека резко упала. Что касается всех прочих российских городов, то сведений о числе воробьев «на сегодняшний день» практически нет. Между тем, почти по всем крупным городам опубликованы старые материалы по учетам птиц – в том числе и воробьев. Эти материалы было бы очень интересно сопоставить с современными данными, собранными в том числе и орнитологами-любителями.